Порой возрождение вовсе не связано с внешними изменениями. Оно случается неожиданно, где-то в самой глубине души. И ты становишься другим. Рождаешься вновь. Метаморфозы — часть жизни каждого человека. Они неизбежны и стихийны, а иногда постепенны и продуманы до мелочей.
Редакция GREY CHIC Magazine поговорила с Владом Локтевым — бывшим fashion-фотографом, переродившимся в истинного художника по зову сердца, — о различиях между сферой моды и искусства, о творческом пути и внутренних изменениях.
Ю.: Влад, как началась ваша карьера фотографа?
В.: С начала моей профессиональной жизни я был тесно связан со сферой моды. До того как найти себя в фотографии, в 80-х я работал демонстратором одежды в стенах Дома моды Славы Зайцева — участвовал в показах и съемках в качестве модели. Это был увлекательный и довольно полезный опыт, который познакомил меня с миром моды, позволил стать его частью и, конечно, обзавестись нужными контактами. Однажды Вячеслав Михайлович попросил меня помочь фотографу, который в то время работал в Доме моды. Видимо, у меня неплохо получилось. И впоследствии я стал самостоятельно снимать созданные в доме коллекции для разных советских журналов, таких как «Огонек», «Советская женщина», «Работница», «Смена». Мои съемки моментально стали востребованными и узнаваемыми. С пришедшей в тот момент уверенностью пришло осознание, чем я хочу заниматься в жизни.
Ю.: Впервые вы увлеклись фотографией еще в юности. У вас было серьезное намерение продолжить заниматься этим на профессиональном уровне?
В.: В детстве у меня были довольно разнообразные увлечения, наверное, как большинство в то время, я был очень непоседливым ребенком. Легкая атлетика, фортепиано и затем — фотография. Тогда многих мальчишек интересовала фотография. Мы с друзьями ездили на ВДНХ и снимали на мой первый фотоаппарат — «Смена-8М» (наверное, ни один фотограф не может забыть именно первый фотоаппарат — сколько бы их ни было после). Мы фотографировали друг друга, прохожих, архитектуру. Придя домой, я запирался в темной ванной комнате и до утра проявлял получившиеся снимки. Не могу сказать, что тогда я осознавал это как будущую профессию. Это было приятным занятием, которое приносило мне искреннее удовольствие. Но некоторые навыки я, скорее всего, получил именно тогда.
Ю.: Вы добились потрясающих успехов. Ваши работы публиковались в таких журналах, как Vogue, Glamour, Tatler, GQ, Maxim, Cosmopolitan, Harper’s Bazaar, L’Officiel, Elle и других. Но в 2019 году вы неожиданно для всех сменили амплуа на арт-фотографа. Почему вы решили покинуть сферу моды?
В.: Да, за все это время мне посчастливилось работать практически со всеми глянцевыми журналами в стране. Но время движется вперед — все меняется. Меняется глянец, меняются условия и в первую очередь меняюсь я сам. И в какой-то момент, осознав свои внутренние трансформации, я решил двигаться дальше. Я понял, что хочу заняться художественной фотографией, делать большие интерьерные работы. В качестве эксперимента и чтобы заявить о себе в новом амплуа, в 2019 году я организовал первую выставку абстрактной фотографии Dualis в московской галерее Ruarts Gallery. К моему счастью, она прошла очень успешно — я получил огромное количество прекрасных отзывов. Так удавшийся эксперимент вылился в новое направление моей деятельности, и с тех пор я занимаюсь исключительно художественной фотографией.
Ю.: Можно сказать, что такой переход — это в каком-то плане творческое перерождение вас как художника?
В.: Я бы сказал, перерождение в художника. Безусловно, fashion-фотограф — тоже творец, но он вынужден подстраиваться под издание и выполнять задания рекламного агентства. Сейчас же я делаю свои работы, не оглядываясь на сторонних людей. Я основываюсь только на собственных желаниях и чувствах.
Ю.: Смена направления связана с вашими внутренними изменениями?
В.: Сейчас мне не хочется никуда бежать, не хочется торопиться успеть все на свете, заработать все деньги мира. Не хочется никому угождать. Занимаясь художественной фотографией, я могу себе позволить находиться в гармонии и искренне наслаждаться своей работой каждый день.
Ю.: Как вы думаете, насколько важно меняться для творческого человека?
В.: Творческая личность всегда находится в поиске. Искусство — это результат эксперимента, познания и движения. Поэтому да, человеку, занимающемуся такой деятельностью, необходимо меняться.
Ю.: А какие черты свойственны вам и в fashion-фотографии, и в арт-фотографии?
В.: Центром и объединяющей составляющей моих работ является женщина, женское начало. Сотрудничая с глянцевыми журналами, я снимал практически только женщин. Это вполне объяснимо — модная журналистика в большей степени создается для женской половины. В художественной фотографии нет такого превалирования женской публики, но мне самому интересно снимать именно женщин, исследовать их внутреннее, изучать характер и пытаться понять. В каждой моей работе присутствует женское начало — даже в абстрактной, даже когда это баланс мужского и женского, как в серии Dualis.
Ю.: Что позволяет сказать арт-фотография, что невозможно выразить на страницах глянцевых изданий?
В.: На самом деле глянцевый журнал тоже может быть очень разнообразным. Мы делали совершенно непохожие друг на друга съемки, которые позволяли в некоторой степени проявиться, показать, что за кадром стоит личность автора. Но все же любой журнал должен соответствовать определенному формату. Снимая для молодежного издания, ты не можешь говорить о чем-то слишком взрослом и серьезном, тяжелом и глубоком. А художник может позволить себе быть разным, не подверженным влиянию со стороны изданий и заказчиков. Я могу работать и в фигуративной технике, и в абстрактной — все зависит от моего желания в конкретный момент. Я свободен в своем выборе.
Продолжение интервью читайте в печатном номере GREY CHIC Magazine №5
На вопросы отвечал: Влад Локтев
photo credit: Влад Локтев
© GREY CHIC MAGAZINE